Оказалось, что на протяжении нескольких последних лет в регионе действовало представительство «InterExchange», которое успешно отправляло за границу учащихся из Ульяновска. За последние пять лет «стажировку» прошли несколько сотен учащихся.
Название «InterExchange» может быть знакомо читателям по статье в «Комсомольской правде» от 2010 года. Статья называлась «Русские студенты просят милостыню в США»; тогда, десять лет назад, 19−летний Евгений Быстров, 20−летняя Елена Рыбалко и 21−летняя Анна Панфилова оказались в США без средств к существованию из-за того, что компания, в которую они были трудоустроены, отказала в выплате зарплат. Между тем принимающими сторонами были нью-йоркская компания по обмену InterExchange и компания Geovisions из Нью-Гемпшира.
Представительницей и управляющей компании в Ульяновске была Гузель Садеева. Сам официальный сайт компании и странички ее в социальной сети сейчас пусты – это связано с тем, что после ряда скандальных историй в 2010-2014 годах МИД России прервал обменные программы. Сделано это было «…из-за неспособности организаторов гарантировать благополучное возвращение российских детей домой…» Некоторых школьников принимающие семьи могли буквально выставить за дверь – что делало учащихся полностью зависимыми от «американских партнеров».
Тем не менее, представительство InterExchange не прекратило свое существование – возможно, именно с этим связано последующее привлечение Гузель Садеевой к административной ответственности за незаконное предпринимательство.
Сообщества «InterExchange» превратились в своего рода доски объявлений, где из-под фейковых аккаунтов размещались записи примерно такого содержания: «девять долларов в день, Нью-Джерси, J1», или «Продаю оффер, позиция хаускиппинг», «требуются студенты на стабильную подработку в США» (объявления на Ульяновских площадках). Сообщениям должна быть дана юридическая оценка; но сами по себе они свидетельствуют – бизнес не был свернут.
…Он ушел в тень, где и пребывал бы, если бы не коронавирус. Причем реальное количество учащихся в США может быть значительно выше нескольких десятков ребят. В апрельском сообщении речь шла только о программе «Secondary School Student Program», однако она не является единственной. Популярностью пользуется программа «Work and Travel USA» — каждый год сотни окрыленных возможностью «Открыть для себя Америку» молодых людей отправляются работать и путешествовать в США.
В их желании ничего предрассудительного нет: участники получают новый опыт и впечатления. А США получают сплоченное сообщество лояльно настроенных к ним жителей постсоветского пространства, потенциальных иммигрантов. «Культурная экспансия» перестала работать только в критической ситуации – в жизненно важный момент студенты и школьники по обмену оказались представлены сами себе.
При этом и организации вроде «InterExchange» не несут никакой ответственности за судьбу российских школьников и студентов – формально их может вовсе не существовать, но и в случае регистрации они не возлагают на себя никаких рисков, переводя их на посольства. Которые могут даже не быть в курсе «обмена».
Путешествовать по миру в условиях коронавируса – сомнительная идея; но и мир после карантина уже не будет прежним, и вопросы собственной безопасности – мы верим – для десятков и сотен школьников и студентов выйдут на первое место. Это не значит, что от обменных программ нужно отказываться совсем; напротив, это значит, что их нужно развивать, но так, чтобы в приоритете была безопасность самих учащихся и с теми государствами, которые готовы ее обеспечить. А пока остается надеяться на благополучное разрешение проблемной ситуации – и на возвращение всех участников программ домой.